Статьи

5 трендов в e-commerce по версии Avito

Эрик Финнас, руководитель направления электронной коммерции Avito, в продолжение интервью для блога Shiptor, поделился мнением о будущем e-commerce в России и мире.

Тренд #1: Контент

Большинство онлайн-покупателей довольно требовательны, поэтому чтобы завоевать внимание этой аудитории, недостаточно просто продавать онлайн, − нужно быть интересным и привлекательным для покупателей, то есть работать над контентом. Особенно это актуально в случае с так называемыми покупками «низкой частоты»: приобретение автомобиля или недвижимости. Например, срок принятия решения о покупке квартиры на вторичном рынке Москвы достигает трех месяцев. Прежде чем сделать выбор, покупатель подробно изучает предмет, проводит сравнение, анализирует рынок.

И в случае если площадка предоставляет потенциальному покупателю максимум информации, позволяет сравнить предмет покупки по ряду параметров, дает советы и рекомендации и тем самым помогает принять решение, шансы на совершение покупки именно на этом сайте гораздо выше.

Если онлайн-площадка была полезна покупателю на этапе выбора и принятия решения, увеличивается вероятность того, что в следующий раз пользователь вернется на сайт, а возможно, еще и порекомендует ее своим друзьям-знакомым.

Тренд #2: Персонализация

В электронной коммерции персонализация имеет особенное значение: для того, чтобы продать товар или услугу, нужно понимать потребителя, знать его потребности и удовлетворить интерес. На основе пользовательских данных (пол, возраст, частота и структура заказов и т.д.) каждый интернет-магазин может сформировать предложения, рекомендации и советы для разных групп покупателей. Выяснить конкретные предпочтения поможет история покупок, аналитика, опросы. Многие компании предлагают программы лояльности, скидки и бонусы своим постоянным клиентам, дарят подарки на день рождения и гендерные праздники, − все это тоже аргументы в «копилочку» лояльности и персонального подхода. Качественный индивидуальный подход увеличивает вероятность того, что пользователь вернется на площадку за следующей покупкой.

Более глубокому анализу информации о клиентах способствуют «большие данные»: кто ваш клиент, чем он занимается, как себя ведет в онлайн-пространстве. Этот анализ позволяет лучше понимать стратегию покупок клиента, чтобы увеличить эффективность продаж, учитывая сезонность, спады и пики праздничной активности. В последние годы технологии «больших данных» активно развиваются на российском рынке. Практического опыта и высококвалифицированных специалистов в этой области пока не так много, но за этим направлением – большое будущее.

Тренд #3: Искусственный интеллект

Это давно не научная фантастика. Электронные помощники в смартфоне и на компьютере, чат-боты на сайтах интернет-магазинов, технологии распознавания лиц – все это уже стало реальностью в электронной коммерции, и получит масштабное развитие в ближайшие несколько лет. Еще одной технологией, нашедшей свое применение в онлайн-торговле, стало распознавание предметов по изображению. На Avito уже реализована техническая возможность поиска вещей по фото. Наши технические специалисты постоянно занимаются внедрением новых IT-решений, например, разработкой компьютерного зрения на базе искусственного интеллекта, машинного обучения. Эта технология применяется в модерации: система определяет по фотографии запрещенные для продажи предметы, например, оружие, и не допускает их к публикации. Если говорить о перспективах, искусственный интеллект в совокупности с возможностями big data будет основой для дальнейшего развития большой экосистемы электронной коммерции.

Тренд #4: Доставка

Важно не просто предоставить пользователю выбор, помочь найти нужный товар, но и обеспечить его получение. Из-за растущей конкуренции на онлайн-рынке скорость и качество выполнения заказа приобретает особое значение в борьбе за покупателя. Доставка (тем более, если она бесплатна) – дополнительное преимущество, на которое пользователь всегда обращает внимание, принимая решения о покупке. Порой наличие доставки становится решающим фактором в пользу того или иного интернет-магазина. Более того, как показывает практика, пользователи готовы платить за услугу доставки: например, на Avito за эту услугу платит покупатель, а для продавца она бесплатна. В больших городах это актуально, поскольку для жителя мегаполиса собственное время всегда стоит дороже. А для жителей небольших населенных пунктов услуга доставки расширяет географию продаж и покупок, дает дополнительные возможности всем, кто раньше был ограничен в выборе. Мы ожидаем, что рынок межрегиональной торговли между частными пользователями вырастет в ближайшие два-три года примерно в 2 раза, во многом благодаря увеличению спроса покупателей из регионов.

Тренд #5: Безопасность онлайн-платежей

Приобретая услугу или товар, пользователь хочет быть на 100% уверен не только в его качестве, но и безопасности. Это значит быть уверенным в надежности транзакции, совершая онлайн-оплату. Вносить предоплату за аренду, бронируя жилье онлайн, без опасения быть обманутым мошенниками. Все эти гарантии должна предоставить онлайн-площадка.

На Avito мы недавно внедрили технологию «Safe Deal» в недвижимости, где это особенно актуально. Арендуя на несколько дней квартиру в другом городе, вы платите аванс картой (поскольку это частое требование собственников – в качестве гарантии вашего пребывания). При этом можете не беспокоиться: Avito несет ответственность за безопасность, деньги будут под надежной защитой до момента совершения сделки.

Также и с доставкой товаров из другого региона: Avito гарантирует безопасность. Благодаря слаженной работе с платежными партнерами – Qiwi и Тинькофф Банком – деньги покупателя «заморожены» на счету банка в процессе совершения сделки и поступают продавцу только после получения товара.